Требования к личности классного
руководителя
v Общественно-гуманистическая
направленность, которая предусматривает:
высокий уровень самосознания, общественного и национального сознания;
осознание гражданского долга, высокий уровень политической культуры и
культуры межнационального общения;
высокий уровень нравственной воспитанности;
социальную активность и ответственность;
владение навыками общественно-гуманистической работы, умением творчески
работать, использовать и ценить коллективный опыт, критически оценивать
достигнутое;
владение умением участвовать в сотрудничестве, сотворчества;
способность к проявлению гражданской активности на благо Родины.
v Профессионально-педагогическая
направленность, сущностью которой является:
понимание социальной роли педагогической профессии, интерес к ребенку
как субъекта деятельности, умение понимать его потребности и особенности,
сложность и неоднозначность внутреннего мира;
педагогическая наблюдательность; педагогический такт.
v Высокий
уровень педагогического мастерства, который предусматривает:
знание основ предмета, задач и категорий педагогики;
знания возрастных, анатомо-физиологических и психических особенностей
развития учащихся, социального формирования личности, понимание сути, целей,
задач, форм и методов воспитания;
знания индивидуально-психологических и индивидуально-типологических
особенностей воспитанников;
владение умениями и навыками организации воспитательной деятельности
школьников, определения уровня воспитанности учащихся, умениями проектирования
развития личности в коллективе, планирования, отбора, обобщения
учебно-воспитательного материала;
владение приемами и средствами педагогической техники, умением
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными
учащимися, малыми группами, ученическим коллективом, родителями, учителями,
анализировать свою деятельность и деятельность коллектива, результаты работы.
Основные функции классного руководителя
Организаторские:
планирование и координация всей воспитательной работы с классом;
оказание помощи активу в организации класса;
установление связей с ученическим и педагогическим коллективами,
родителями, общественностью;
обеспечения единства педагогических требований к учащимся;
ведение документации в классе
содействие развитию самоуправления в коллективе.
Аналитико-обобщающие:
содействие всестороннему развитию учащихся на основе изучения и учета их
индивидуально-психологических особенностей.
Координационно-согласующие:
- обеспечение согласованности работы ученического, учительского,
родительского коллективов.
Психологические:
- установление доверительных отношений с воспитанниками, снятие
психологического напряжения в коллективе.
Стимулирующие-тормозные:
активизация или торможение ученической деятельности в зависимости от ее
направленности.
Содержание работы классного руководителя
Изучение учащихся.
Объединения учащихся в коллектив.
Сотрудничество с детскими и молодежными организациями.
Работа с родителями, общественностью.
Сотрудничество с культурно-образовательными и внешкольными учреждениями.
Сотрудничество со школьным психологом.
Организация воспитательной деятельности: познавательной, трудовой,
художественно-эстетической, общественно-гуманистической,
физкультурно-оздоровительной, организаторской, ценностно-ориентационной.
Индивидуальная работа с учащимися.
Содержание воспитательной работы классного руководителя
Воспитание высокой нравственности у подрастающего поколения, формирование
у него российского менталитета на основе возрождения национальных традиций.
Создание необходимых условий для физического развития школьников,
сохранения и укрепления их здоровья.
Духовно-нравственное воспитание, доминантой которого является ориентация
на общечеловеческие ценности.
Развитие умственных и физических способностей, формирование высокой
познавательной культуры, организация содержательного досуга учащихся.
Подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности.
Создание условий для свободного выбора учащимися мировоззренческих
позиций.
Гуманизация педагогического процесса, демократизация отношений в
коллективе.
Учет интересов детей.
Организация работы с родителями.
«Золотые правила» классного
руководителя
ü Учитель
должен быть личностью, привлекательной для детей.
ü Учитель
должен вызывать любовь и уважение детей к себе, если он сам любит, уважает
каждого ребенка и заботится о нем, в отношениях с ним честен и откровенен.
ü Учитель
должен быть откровенным в отношениях со всеми учениками.
ü Учитель
должен быть веселым, шутливым.
ü Учитель
должен рационально использовать свое время.
ü Учитель
должен быть доброжелательным.
ü Учитель
должен постоянно самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.
Лозунг учителя: «Познай самого
себя и помоги в этом своим ученикам».
Учитель должен реализовывать индивидуальный подход к ребенку, уметь его
выслушать, поддержать в нем огонек самоуважения.
Классный руководитель должен создать ученический коллектив, в котором
царят доброжелательные отношения, уважительное отношение друг к другу.
Педагог должен принимать только обдуманные решения.
ü Учителю
следует любить и защищать ребенка, уважать его чувства.
ü Учителю
необходимо воспитывать у детей самодисциплину.
ü Учитель
- это тот человек, который любит детей, обладает педагогическим мастерством,
постоянно пробуждает в юном сердце желание быть сегодня лучше, чем вчера,
чувство уважения к самому себе.
Схема составления
психолого-педагогической характеристики личности школьника
v Общие
данные.
Фамилия, имя.
Возраст.
Класс.
Общее физическое развитие.
Состояние здоровья.
Условия жизни в семье.
v Учебная
деятельность.
Способность к обучению:
особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его
сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению внимания);
уровень осознания изученного материала, скорость осмысления;
индивидуальные особенности памяти (скорость и прочность запоминания,
легкость воспроизведения)
развитие мышления (способность различать существенные и второстепенные
признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных, понятий);
уровень развития воображения.
Усердие в учебной работе.
Интерес к занятиям, отношение к учебе (восприятие поощрения или наказания
со стороны учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности).
Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение
самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя,
составлять планы, конспекты и т.д.).
v Особенности
характера и темперамента.
Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:
направленность личности в отношении к людям, учебе, труду, самому себе
(чуткость, доброта, коллективизм, исполнительность, бездушие).
Особенности темперамента, уровень работоспособности, общительности.
Преимущественное настроение (веселый, грустный, подавленный), устойчивость
настроения, причины изменения настроения.
|