Личностно-ориентированное
обучение с использованием интерактивных технологий.
Среди многих современных проблем
общеобразовательной школы, школ нового типа, важнейшей является проблема
подготовки граждан нашего государства с высоким уровнем знаний, на базе которых
формируется их сознание и общая культура.
Научить детей учиться, привить им
устойчивый интерес к знаниям, стремление самостоятельно обогащаться ними -
такое задание нужно поставить перед собой, придя работать в школу. Настоящий
учитель всегда в поиске. Он должен научить учеников мыслить, критически
оценивать действительность, иметь и отстаивать собственное мнение.
Первого сентября семилетний ребенок
впервые переступает порог школы, с которой простится только в юности. Впереди
11 долгих и трудных лет обучения. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка
были годами радости независимо от того, какие способности и индивидуальные
возможности он имеет.
Интерактивное
обучение
Интерактивное обучение способствует
формированию навыков и умений как предметных, так и обще учебных; выработке
жизненных ценностей; созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия,
развития коммуникативных качеств. Технология предусматривает моделирование
жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем.
Прежде чем перейти к основательному
рассмотрению интерактивных обучающих технологий и интерактивного урока,
необходимо выяснить общую суть интерактивного обучения и сравнить его с
общеизвестными, традиционными подходами к обучению. Охарактеризуем вам три
основные модели обучения, существующие в современной школе.
Пассивная
модель обучения
Ученик выступает в роли «объекта»
обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем,
текстом учебника и т.д. - источником правильных знаний. К соответствующим
методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и смотрят
(лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрации и воспроизводительный опрос
учащихся). Учащиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо
творческих задач.
Активная
модель обучения
Предусматривает применение методов,
которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задачи, вступает в
диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и
творческие задания (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот,
развивают творческое мышление.
Интерактивная
модель обучения.
Суть ее в том, что учебный процесс в
условиях постоянной, активного взаимодействия всех учащихся. Это
взаимообучение, где и ученик и учитель являются равноправными, равнозначными
субъектами «объектами обучения», понимают, что они делают, рефлектируют по
поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Она эффективно способствует
созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать
настоящим лидером детского коллектива.
Интерактивные
технологии условно делятся на четыре группы:
1. Интерактивные технологии
кооперативного обучения:
- Обучение в парах;
- Ротационные (изменяемые) тройки;
- Два - четыре - все вместе;
- «Карусель».
2. Интерактивные технологии кооперативно
- группового обучения:
- Обсуждение проблемы в общем кругу;
-«Микрофон»;
- Незаконченные предложения;
- Мозговой штурм;
- Обучая - учусь;
- Решение проблемы.
3. Технологии ситуационного
моделирования:
- Симуляции;
- Упрощенное судебное слушание;
- Разыгрывание ситуаций с ролями.
4. Технологии обработки дискуссионных
вопросов:
- Метод - пресс;
- «Займи позицию»;
- «Изменение позиции»;
- Непрерывная шкала мнений;
- Дискуссия;
- Дебаты.
Отношение к использованию интерактивных
технологий на уроке весьма неоднозначно. Одни педагоги считают их прогрессивным
шагом в развитии педагогического процесса. Существует также мнение, что такие
технологии являются компромиссом с учениками, которые не хотят и не желают
упорно трудиться. Однако, бесспорно, что именно интерактивные технологии
повышают заинтересованность учащихся к предмету, развивают творчество, учат
работать с различными источниками знаний, в какой-то степени снимают
перенагрузки учащихся домашними заданиями, расширяют кругозор.
Планируя
уроки необходимо прежде всего:
- Предполагать решение «Обязательства
разнообразных творческих заданий», направляя учащихся на поисковые виды работ:
беседу по проблемным вопросам, устное рисование, мозговой штурм, обсуждение
другого финала (на уроке чтения)
- Учитывать возрастные особенности
учащихся и последовательно усложнять формы работы;
- Привлекать к работе
всех учеников класса, обеспечивать участие каждого из них в групповых и
коллективных формах работы;
- Использовать интерактивные формы и
виды работы;
- Ставить учащихся в позицию творца.
Это даст вам возможность выработать
формулу успешной работы на уроке:творчество школьников + творчество учителя =
современный урок.
Виды и формы учебной работы, которые
необходимо применять на уроках, должны способствовать заинтересованность
учебным материалом, развитию творческих способностей учащихся, активизировать
умственную деятельность школьников, развивать логику и критичность мышления,
речевые умения и навыки, помогать проявить личное «Я».
Средства достижения цели личностно ориентированного
обучения:
1. Использовать разные формы и методы,
что позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся.
2. Создать атмосферу заинтересованности
каждого ученика в работе класса.
3. Стимулировать учащихся к
высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни
ошибиться, получить неправильный ответ.
4. В ходе урока использовать
дидактический материал, что позволяет учащимся выбрать наиболее важные для них
виды, формы учебного содержания.
5. Оценивать деятельность учащихся не
только по конечному результату «правильно», «неправильно», но и в процессе их
исследования.
6. Поощрять стремление учеников находить
свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других
учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональный способ.
7. Создавать педагогические ситуаций
общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу,
самостоятельность, избирательность в способах работы, создают условия для
самосовершенствования учащихся.
Создание ситуации успеха на уроке
Знание - это целенаправленный и
мотивированный процесс, поэтому задача учителя в том, чтобы включить каждого
ученика в деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие
познавательных потребностей - познавательные мотивы. Этому процессу
способствует познание учеником цели предстоящей деятельности.
Так, в процессе своей деятельности по
личностно ориентированного обучению, учитель должен стараться:
1. Переходить с позиции носителя знаний
в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е.
управлять познавательной деятельностью учащихся;
2. Мотивировать познавательную
деятельность учащихся на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и
добиваться или заинтересованности, или устойчивого отношения к предмету;
3. Организовать творческую и
самостоятельную работу на уроке;
4. Использовать коллективные способы
обучения;
5. Организовать работу ученика с
учеником или источником знаний;
6. Организовать помощь деятельности
ученика, проявлять внимание к его деятельности, что подчеркивает его значение
7. Создавать систему успеха, поэтому
необходимо разрабатывать такие задачи и такую методику, при
которой ученик обязательно справится с работой;
8. Создать обстановку привлечения
ученика к деятельности, которая вызывает положительные эмоции;
9. Организовать гуманную систему
взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-учитель», при сочетании требования и
уважения к человеку, положительных эмоций в обществе;
10. Организовать самоанализ собственной
деятельности учащихся и ее самооценку.
Не
забывайте и о критериях эффективности урока с личностно ориентированным
направлением
деятельности учащихся:
1. Используя проблемные, творческие
задания;
2. Применяя задания, позволяющие
ученикам самостоятельно выбирать тип, вид и форму материала (словесную,
графическую, условно-символическую);
3. Создавая положительный эмоциональный
настрой на работу всех учеников в ходе урока;
4. Обсуждая с учениками в конце урока не
только то, что узнали, что усвоили, но и то, что понравилось, что не
понравилось и почему, чтобы хотелось выполнить еще раз.
Помните-личностно-ориентированное
обучение в школе приносит хорошие плоды в работе с учениками. http://school-box.ru
|